Для Вас, родители!

Консультация для родителей будущих воспитанников дошкольного образовательного учреждения 

«Что надо знать родителям об адаптации детей  к условиям детского сада?»

Ребенок первый раз пошел в детский сад. Это стрессовая ситуация для всей семьи. Не все родители знают об этапе адаптации ребенка среди других людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве. Материал, представленный для Вас ниже об этом и многом другом.

Что же такое адаптация?

«Адаптация» (от лат. adaptare — приспособлять) — процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.

Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, другой стиль общения — все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды и/или сна, общения с окружающими, в том числе со взрослыми и сверстниками.

У ребенка появляется напряженное состояние. Возникает синдром адаптации — неспецифическая реакция защиты (страх, отрицательные эмоции и т.п.), вызываемая воздействием разнообразных внешних раздражителей, стрессоров. Сочетание отрицательных симптомов вызывает «тоску по дому» — так называли адаптацию в прошлом (это состояние было описано еще в 1848 г.).

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:

  1. Острый период, или период дезадаптации характеризуется рассогласованием между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, появляются изменения в деятельности нервной системы.
  2. Подострый период или адаптация: ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Прежде всего, нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40–60 дней).
  3. Период компенсации или адаптированности: нормализуются все регистрируемые показатели.

В зависимости от характера и особенностей протекания первых двух периодов выделяются легкая, средняя и тяжелая степени адаптации.

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: к 30-му дню пребывания поведенческие реакции восстанавливаются, несколько замедляется нервно-психическое развитие, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений, но с некоторым снижением веса.

Тяжелая степень — поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1–2 квартала. Респираторные заболевания более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение двух кварталов.

Что характерно для поведения ребенка в период адаптации?

В период адаптации к  условиям детского сада ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, естественная защита ребенка от болезней уменьшается. Болезни прерывают процесс адаптации, и после выздоровления он начинается заново.

В первые дни посещения детского сада ребенок может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком.

В речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Ребенок говорит односложными предложениями, кратко, можетзабыть многие слова.

Угасает познавательная деятельность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Он становится или слишком медлительным, или слишком активным. В последнем случае важно не путать активность, обусловленную врожденным темпераментом, и нездоровую активность — следствие стресса.

Проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет, с течением времени это состояние сменяется беспокойным сном с частыми пробуждениями. Он может почти полностью отказываться от еды. Но возможна и обратная ситуация: резкое усиление аппетита и обжорство.

Что испытывает ребенок в этот период?

  1. Отрицательные эмоции.Они присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления: от испорченного настроения до настоящей депрессии.

В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, ни играть. Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Или неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению к окружающим.

  1. Страх.Это состояние испытывает каждый ребенок, привыкающий к детскому саду. Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей, других детей, а самое главное — уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним.

Разлуку с ними он может воспринимать как предательство, признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тетям. К тому же ребенок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться.

  1. Злость, гнев.Ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто к нему подойдет. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.

Что влияет на степень тяжести адаптации?

Существуют факторы риска, которые увеличивают вероятность проявления тяжелой степени адаптации.

Первая группа относится к дородовому периоду: токсикозы, заболевания, перенесенные матерью во время беременности, и сопряженный с ними прием лекарств; курение матери, стрессы, конфликты, употребление алкогольных напитков, работа на потенциально вредном производстве. Частое употребление алкогольных напитков отцом перед беременностью матери — тоже фактор риска развития в будущем тяжелой степени адаптации ребенка к детскому саду.

Вторая группа — к процессу родов: осложнения, возникшие при родах; родовая травма у ребенка, перенесенная им асфиксия; операции, проведенные хирургами при родах. Сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка.

Третья группа — к послеродовому периоду: недоношенность ребенка, а также переношенность; масса тела при рождении более 4 кг; частые болезни ребенка в первый месяц жизни; курение и употребление алкогольных напитков матерью во время грудного вскармливания.

А также:

  • частые инфекции у ребенка до трех лет;
  • наличие у него заболеваний: рахита, анемии, диатеза; хронических заболеваний (порок сердца, пиелонефрит и др.);
  • отсутствие процедур закаливания, проводимых с ребенком;
  • задержка нервного или психического развития;
  • отсутствие общения с ровесниками и взрослыми людьми;
  • отличия в режиме дня дома и в детском саду;
  • излишне строгое воспитание;
  • неудовлетворенность и депрессия матери;
  • плохие материальные и бытовые условия жизни, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, конфликты между родителями;
  • неполная семья, ребенок-первенец или вообще единственный в данной семье.

Ряд перечисленных факторов имеет необратимый характер, и родители никак не могут изменить их. В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-что семье под силу нейтрализовать, и чем раньше это будет сделано, тем легче и быстрее ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.

Что важно сделать до начала посещения ДОУ и в период адаптации?

  1. Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжелой ожидается адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.
  2. Устранить факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелого периода адаптации: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, расширить круг общения ребенка, начать закаливать ребенка.
  3. Начать подготовку к посещению ДОУ за 1–2 месяца: тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведенческую модель, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Предупредить заранее о предстоящей временной разлуке, чтобы потом это не стало шокирующей новостью.
  4. Постоянно говорить ребенку, что его любят и дорожат им. При этом важно, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Решение каких бы то ни было проблем (переезд, развод, переселение ребенка в другую комнату, а также рождение ребенка) лучше отложить на время. Поток новых впечатлений и информации может быть губителен.
  5. Создать у ребенка положительные ожидания.Рассказать, что детский сад — это место, куда дети приходят играть, там он найдет много новых игрушек и товарищей по играм. Привести в пример старших братьев и сестер, которые уже ходят в детский сад. Не пугать садиком! Нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием! Воздержаться от нелестных высказываний в адрес ДОУ или воспитателей в присутствии ребенка!
  6. Выбрать детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребенка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке детей.
  7. Заранее познакомить ребенка с воспитателями.Рассказать, как общаться с ними, а также с детьми. Что делать, если его обижают.
  8. Сообщить об индивидуальных особенностях ребенка воспитателям ДОУ, в группу к которым Вы будете водить малыша.
  9. Не нервничать перед посещением детского сада.Тревога родителей легко передаётся детям.
  10. Интересоваться у ребёнка: как прошел день в детском саду, что было на обед, во что играли, чему учила воспитательница?
  11. Не наказывать за капризы. Не обращать внимания на выходки ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ об адаптации детей

РЕЖИМ ДНЯ

в первой младшей группе  №1 (возраст детей 2-3 года)

в МБДОУ «Детский сад № 18»

Режим дня

1-младшая группа
(от 2 до 3 лет)

Прием и осмотр детей, утренняя гимнастика и самостоятельная игровая деятельность детей 6.30 – 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 — 8.20
Самостоятельная деятельность детей 8.20 – 8.30
Организованная образовательная деятельность 8.30 — 8.40
8.50 — 9.0015.20 — 15.3015.40 — 15.50
Второй завтрак 9.00 — 9.05
Подготовка к прогулке, прогулка 9.05 — 11.20
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 11.20 – 11.45
Обед 11.45 — 12.20
Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон 12.20 — 15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры 15.00 — 15.20
Самостоятельная деятельность детей,чтение художественной литературы, дополнительное образование 15.50 – 16.15
Подготовка к полднику,  уплотненный полдник 16.15 — 16.30
Подготовка к прогулке, вечерняя прогулка, уход детей домой 16.30 — 18.30

СЕТКА НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

в первой младшей группе  №1 (возраст детей 2-3 года)

в МБДОУ «Детский сад № 18»

Понедельник

  1. Музыка                                                                    8.30 — 8.40

8.50 — 9.00

  1. Познание: ФЦКМ / исследовательская деятельность и конструирование                                                 15.25 — 15.35

15.40 — 15.50

Вторник

  1. Физическая культура                                       8.30 — 8.40

8.50 — 9.00

  1. Художественное творчество: лепка         15.25 — 15.35

15.40 — 15.50

Среда

  1. Музыка                                                                  8.30 — 8.40

8.50 — 9.00

  1. Коммуникация                                                  15.25 — 15.35

15.40 — 15.50

Четверг

  1. Физическая культура                                     8.30 — 8.40

8.50 — 9.00

  1. Художественное творчество: рисование 15.25 — 15.35

15.40 — 15.50

Пятница

  1. Чтение художественной литературы    8.30 — 8.40

8.50 — 9.00

  1. Физическая культура (на воздухе)         11.00 — 11.10

Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Распределение обязанностей сотрудников группы раннего возраста

Комментарии запрещены.